МОНТАЖ ВОЗДУХОВОДОВ
Монтаж гибких воздуховодовДля правильного монтажа гибких воздуховодов необходимо учитывать ряд факторов. Ниже будут кратко описаны эти факторы и приведены чертежи, иллюстрирующие порядок монтажа воздуховодов.
Для монтажа гибких воздуховодов и шумоглушителей не требуется каких-либо специальных инструментов.
Перечень необходимого исчерпывается следующим списком:
фломастер (желательно несмываемый);
острый нож (сапожный, для резки бумаги и т.п.);
бокорезы, либо специальные кусачки для резки проволоки;
в отдельных случаях могут потребоваться ножницы (для резки ленты);
кисти (для нанесения специальной герметизирующей мастики);
перчатки защитные (для работы с теплоизоляцией);
в случае использования затяжных хомутов может понадобится соответствующая отвертка.
При монтаже гибких воздуховодов и шумоглушителей необходимо использовать следующие материалы: ЛЕНТЫ, ГЕРМЕТИКИ, МАСТИКИ, КРЕПЕЖИ И ХОМУТЫ.
Для описания лент и герметиков используются следующие определения:
ГЕРМЕТИКИ И МАСТИКИ.а) АДГЕЗИЯ: Прочность соединения двух материалов (ленты и подложки).
б) КОГЕЗИЯ: Сила взаимного сцепления между частицами (молекулами) в адгезиве.
в) ЛИПКОСТЬ: Способность к быстрому сцеплению. Свойство, которое позволяет адгезиву создать сцепление с поверхностью другого материала при легком нажиме во время короткого контакта.
г) ХОЛОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ: Стремление материала (адгезива) занять низший уровень под действием силы тяжести.
Используются в основном герметики на водной основе или на основе растворителей. Для герметизации соединений используются также другие различные виды мастик, применяемых в зависимости от условий эксплуатации воздуховодов.
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИЕ ЛЕНТЫ.
Для монтажа гибких воздуховодов используются ленты
ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ:
присоедините воздуховод к патрубку;
снимите защитную подложку с клейкой части ленты;
начинать укладку ленты не менее чем за 50 мм до стыка;
продолжите намотку не менее чем на 50 мм дальше стыка.
Конструкция | |
Пример использования герметизирующей ленты при соединении гибкого воздуховода с патрубком из оцинкованного железа. |
Пример использования герметизирующей ленты при соединении гибкого воздуховода с патрубком из оцинкованного железа. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:
Существует также огромное количество других герметизирующих материалов кроме рассмотренных.
КРЕПЕЖ , ХОМУТЫ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
а) Хомуты соединительные:
Используются для присоединения гибких воздуховодов к переходникам, пленумам и т.п.
Бывают нескольких видов:
пластиковые нейлоновые, самозатягивающиеся Нейлоновые быстросъемные хомуты рассчитаны на применение в диапазоне температур -400С до +850С. | металлические (из оцинкованного металла) Ширина не менее 20 мм. | металлические, затягивающиеся червячным механизмом Диапазон диаметров от 50 до 660 мм. | |
б) Хомуты крепежные:
Используются для крепления и стабилизации гибких воздуховодов.
Конструкция крепежных хомутов должна обеспечивать надежное крепление воздуховода и отсутствие пережимания его живого сечения, а также теплоизоляции. Использовать в качестве крепления воздуховодов можно как стандартные хомуты для крепления оцинкованных воздуховодов (рис.А), так и облегченные варианты крепления на основе широкой, (не менее 35мм) перфорированной оцинкованной ленты (Рис.Б).
рис.А | Рис.Б |
поворотные кольца (механизм поддерживающий угол поворота воздуховода в неизменном состоянии, без изломов и перегибов | |
соединительный "стакан". Патрубок, изготовленный из оцинкованного железа с длиной присоединения не менее 50мм с каждой стороны. | |
переходной патрубок. То же, что и "стакан", но используемый при переходе на другой диаметр воздуховода, с длиной присоединения не менее 50 мм с каждой стороны. | |
соединительный патрубок "ласточкин хвост" используется для присоединения воздуховода к устройствам на ниппельном соединении, с длиной присоединения не менее 50 мм с каждой стороны. | |
соединительное кольцо используется для присоединения воздуховода к воздухораспределительным устройствам (диффузорам и т.п.). |
УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
БЕЗ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ
Для правильного монтажа гибких воздуховодов необходимо учитывать ряд факторов. Ниже будут кратко описаны эти факторы и приведены чертежи, иллюстрирующие порядок монтажа воздуховодов.
- Указания по монтажу (общие).
- Резка воздуховодов.
- Выполнение соединений.
- Точки подвески.
- Радиус изгиба.
- Крепление.
- Подсоединение к каналам и арматуре.
- Статическое электричество.
- Практические ситуации.
1. Указания по монтажу (общие для всех типов воздуховодов).
Воздуховод должен быть полностью растянут. В воздуховоде, который не был полностью растянут, возникают большие потери давления.
Не используйте больше воздуховодов, чем это необходимо.
Для каждого патрубка используйте воздуховод длиной 1 o 1,5 м. Если необходима большая длина (например для акустических воздуховодов), воздуховод должен быть правильно закреплен с помощью хомутов (см. 6 и 7).
Соблюдайте осторожность, чтобы при монтаже чтобы не повредить воздуховод (например, учитывайте осветительную арматуру и потолочные конструкции).При прохождении через стеновые конструкции обязательно используйте металлические гильзы или переходники.
Поврежденный воздуховод следует заменить новым. Замените также поврежденное наружное покрытие теплоизолированных воздуховодов (во избежание утечек воздуха и падения плотности пара).
Внимательно учитывайте направление движения воздуха в воздуховоде (направление должно быть "по спирали"), на коробке "DIAFLEX" направление движения воздуха указано стрелкой, а на воздуховоде цветными метками.
2. Резка воздуховодов
Воздуховод должен быть полностью растянут.
Отмерьте надлежащую длину и нанесите метку мягким маркером.
Разрежьте воздуховод на две части прямо по витку острым ножом.
Обрежьте спиральную часть кусачками или бокорезами.
3. Выполнение соединений
Отрежьте требуемый кусок воздуховода.
Наденьте воздуховод не менее, чем на 50 мм на патрубок, соблюдая направление движения воздуха "по спирали" (указано на коробке и на воздуховоде, цветными метками).
Герметизируйте соединение с помощью алюминиевой ленты "DIAFLEX", либо герметика.
Закрепите загерметизированный воздуховод хомутом. Воздуховоды без теплоизоляции можно также закрепить нейлоновым шланговым хомутом.
4. Точки подвески
Максимальное провисание воздуховода между двумя точками крепления не должно превышать 50 мм/м (см. рис. 1а).
Расстояние между двумя точками подвески колеблется от 1,5 до 3 м в зависимости от типа воздуховода.(см. рис.1б)
Для гибкого воздуховода над потолочными конструкциями расстояние между центрами опор должно составлять 1 метр.(см. рис. 1в)
В случае вертикальной подвески воздуховода расстояние между стабилизирующими крепежными хомутами должно быть равным от 1м до 1,8м. (см.рис.1г)
рис. 1,а | рис. 1,б | рис. 1,в | рис. 1,г |
Гибкие воздуховоды не должны использоваться в вертикальных колоннах систем распределения воздуха, высотой более 2-х этажей.
рис.2а | рис. 2б |
5. Радиус изгиба
Наименьший радиус изгиба каждого изделия указан на Рис.2а).
Радиус изгиба должен быть как можно большим. При минимальном радиусе изгиба увеличивается падение давления.
Для уменьшения влияния радиус изгиба должен быть равен удвоенному диаметру воздуховода (рис. 2б).
6. Крепление
Как правило, воздуховод является очень гибким и легко деформируется. При деформации внутренний диаметр уменьшается, а падение давления возрастает. Особое внимание креплению воздуховодов следует уделять в случае использования хомутов. Используйте хомуты соответствующего диаметра и обеспечьте, чтобы хомут поддерживал воздуховод не менее, чем на половине диаметра (см. рис. 3).
Рис. 3. Правильное применение хомутов |
Рис. 6. Правое соединение является слишком резким |
7. Подсоединение к каналам и арматуре
Подсоединение гибких воздуховодов к каналам и арматуре следует производить очень аккуратно. Поскольку многие воздуховоды монтируются с изгибом прямо после соединения с каналом или арматурой, необходим монтажный хомут, на расстоянии около 2 диаметров воздуховода от места крепления.
рис. 4 | рис. 5 |
Металлические гибкие воздуховоды могут потрескаться, если соединение с каналом будет слишком "резким" (рис. 4). Если воздуховод должен быть подсоединен к вентиляционной арматуре, соединение должно быть как можно более "прямолинейным". Слишком большое количество изгибов рядом с арматурой приведет к увеличению потерь давления. На рис. 5 показано "правильное" соединение, а на рис. 6 o неправильное.
рис.7 |
8. Статическое электричество
При накапливании и разряде статического электричества может возникать опасность взрыва. Это происходит в том случае, когда воздух с парами органических растворителей протекает с большой скоростью по синтетическому или слоистому воздуховоду. Накапливание статического электричества можно свести к минимуму, соединив спиральную проволоку воздуховода с заземляющим проводом (рис.7). В случае вытяжки от оборудования металлическую проволоку воздуховода можно соединить с корпусом машины. Однако заземление оборудования и соединение между оборудованием и воздуховодом необходимо часто проверять, в особенности, если вытяжная система находится в движении или если оборудование является источником вибрации.
рис.8 |
9. Практические ситуации
При монтаже нередко возникают ситуации, когда необходим длинный гибкий воздуховод. Примером может служить участок, расположенный на двух различных уровнях по высоте, когда невозможно использовать стандартные соединительные детали. Следите, чтобы воздуховод не касался других существующих компонентов с высокой температурой. Воздуховод из полиэфира провиснет, если он будет какое то время соприкасаться с трубой центрального отопления. Кроме того, труба центрального отопления ускорит процесс старения такого воздуховода. Срок службы воздуховодов может резко сократиться, если воздуховоды из разных металлов находятся в тесном контакте (в том числе с другими воздуховодами). В теплых и сырых помещениях коррозия может ускориться (рис.8).
При механическом повреждении неизолированного воздуховода, либо основы теплоизолирующего воздуховода замените его. Заклеивать повреждения можно только на наружном рукаве теплоизолированного воздуховода, хотя рекомендуется и в этом случае заменить воздуховод на другой. Также гибкие воздуховоды не рекомендуется использовать на открытом воздухе, если материал воздуховода специально не защищен от воздействия солнечного света и погодных явлений.
II. МОНТАЖ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫХ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
При монтаже изолированных гибких воздуховодов необходимо учитывать большее число факторов. В основном эти факторы связаны с обработкой воздуховода. В ряде случаев существует разница между тепло- и звукоизолированными воздуховодами.
Негерметичные воздуховоды будут иметь максимальную производительность, если учтены следующие факторы и указания:
- Правильно обрежьте кусок воздуховода.
- Наденьте воздуховод на патрубок не менее чем на 50 мм, соблюдая направления движения воздуха "по-спирали".
- Отожмите изоляционное покрытие.
- Загерметизируйте соединение с помощью алюминиевой ленты, обернув ее вокруг воздуховода по крайней мере два раза.
- Натяните обратно изоляционное покрытие.
- Прикрепите наружную оболочку к внутреннему воздуховоду с помощью алюминиевой ленты, обернув ее вокруг воздуховода по крайней мере два раза.
- Обеспечьте, чтобы концы воздуховода были надежно загерметизированы.
- Скрепите наружную оболочку и внутренний воздуховод друг с другом металлическими или нейлоновыми хомутами.
- Порядок действий илюстирован на рис.9 и рис.10.
рис.9 | рис.10 |
Типовые ошибки
Одной из часто встречающихся ошибок является фиксация изоляционного покрытия хомутом без герметизации лентой. Нет никаких гарантий эффективности данного метода, т. к. такое уплотнение не будет воздухонепроницаемым, а также в этих местах возможна конденсация влаги (при использовании в системах кондиционирования воздуха).
Другой ошибкой является монтаж без учета направления движения воздуха "по спирали".
Следствием ее является повышенный уровень шума, а также износ воздуховода.
При монтаже шумоглущаших воздуховодов следует иметь ввиду:Воздуховод должен быть надет на патрубок на длину не менее 50 мм. Для оптимального звукопоглощения наденьте воздуховод на всю длину патрубка.
После герметизации лентой, надежно закрепите воздуховод хомутом.
Негерметичные воздуховоды монтируются таким же образом, как теплоизолированные воздуховоды (см. рис. 4.9). Однако необходимо дополнительно прикрепить лентой полиэфирный разделитель к внутреннему воздуховоду с микроперфорацией. После этого выполните описанные выше операции. Для шумоглушащих воздуховодов, воздухонепроницаемость имеет более важное значение. Из-за микроперфорации наружная оболочка испытывает значительное давление. Возрастают потери давления, а коэффициент ослабления шума уменьшается вследствие не полной герметизации воздуховода. Плохая герметизация может вызывать дополнительные шумы, а также дополнительные потери воздуха (рис.11).
рис. 11 |
Монтаж гибких шумоглушителей "DIAFLEX", в целом, не отличается от монтажа шумоглушащих воздуховодов или обычных шумоглушителей из оцинкованной стали (в случае, если шумоглушитель SonoDFA-SH снабжен переходными стаканами, (при отдельном заказе)).
Шумоглушитель должен быть надет на патрубок на длину не менее 50мм.
После герметизации лентой надежно закрепите воздуховод хомутом
Следите за направлением движения воздуха "по-спирали". В противном случае характеристики шумоглушения ухудшаются, а износ воздуховода увеличивается. Это направление указано на коробке, а так же цветными метками на самом воздуховоде.
С применением гибких воздуховодов связаны определенные ограничения. Некоторые из этих ограничений связаны со строительными стандартами, с различными федеральными и локальными нормами и правилами.
Другие связаны с тем, что данная продукция не предназначена для использования в определенных областях. В число прочих ограничений входят следующие:
а) Нельзя использовать в вертикальных стояках высотой более двух этажей.
б) Нельзя использовать в системах, где температура входящего воздуха превышает 2500F
[1210С].
в) Необходимо монтировать воздуховоды в соответствии с их классификацией и
особенностями.
г) При монтаже в огнестойкие конструкции полов/потолков, воздуховоды должны
соответствовать требованиям системы к огнестойкости.
д) В местах, где из-за электрических устройств, ископаемого топлива или солнечной
энергии, возникает избыток тепла, воздуховоды должны устанавливаться с соблюдением
соответствующих допустимых расстояний.
е) Соединительные воздуховоды и ни в каком случае не могут проходить через стены,
перегородки или части вертикальных стояков, имеющие рейтинг огнестойкости больше
1 часа, а также не должны проходить через полы.
ж) Не могут проходить через стены там, где требуется использование автоматических
противопожарных заслонок или клапанов дымоудаления.
з) Не могут использоваться на открытом воздухе, если материал воздуховода специально не
защищен от воздействия солнечного света и погодных условий.
и) Не могут использоваться для вентиляции помещений для готовки, глажки и сушки белья,
если это специально не указано производителем.
к) Не могут устанавливаться в бетонных конструкциях, в местах ниже уровня земли или в
контакте с землей.
л) Используются с учетом ограничений, заявленных производителем при прямом контакте с
агрессивной средой или абразивными материалами.
Монтаж жестких воздуховодов
Реечное соединение имеет множество минусов, главный из которых – низкая герметичность воздуховода. При таком способе соединения до 30% подаваемого в вентиляционный канал воздуха уходит через стыки между воздуховодами. Иначе говоря, реальная производительность вентилятора должна быть в 1,5 раза выше расчетной. Помимо этого, в наших климатических условиях, в холодное время года при подаче свежего воздуха с улицы в местах утечек может происходить конденсация влаги со всеми вытекающими отсюда последствиями.реечный;
фланцевый;
с помощью шины и уголка.
Фланцевый способ соединения воздуховодов, который преобладал во времена Советского Союза, распространен достаточно широко, но неуклонно теряет свои позиции. Причина достаточно прозрачна. Для соединения воздуховодов используются фланцы шести различных типоразмеров, для рубки которых необходим пресс с соответствующим набором штампов. Еще один штамп необходим для изготовления соединительных отверстий. Помимо этого, нужен сварочный участок. Организовать подобный процесс можно только в условиях крупного предприятия, поскольку стоимость гидравлического пресса и штампов достаточно велика и окупается только при очень солидных объемах заказов.
Сюда необходимо добавить постоянные эксплуатационные затраты на обслуживание дорогостоящего оборудования.
Еще один минус – отсутствие гибкости. Если заказчик изменил конфигурацию воздуховодов, заранее нарубленные фланцы обычно идут на переплавку.
Все перечисленные причины привели к тому, что в последние годы все большую популярность приобретает способ соединения воздуховодов с помощью шины и уголка, изобретенный немецкой фирмой Metz. Сегодня эта технология преобладает в Европе, и причины ее популярности очевидны. Для соединения воздуховодов со стороной от 80 до 1500 мм требуется всего 3 типоразмера шины с планкой 20, 30 или 40 мм. Для нарезки шины используется обыкновенная маятниковая пила, стоимость которой значительно меньше с ценой пресса. При этом уголок штампуется на заводе и имеет классические размеры и конфигурацию. На сегодняшний день в столице существует несколько отечественных производителей шины и уголка и достаточное количество поставщиков импортной продукции. При внешней похожести она может существенно отличаться своей конфигурацией. От этого во многом будет зависеть как удобство применения, так и качество соединения элементов вентиляционной системы.
Крепление воздуховода
Z- образный;
L- образный.
Рис.12. Крепление при помощи Z-образного профиля и шпильки | Рис.13. Крепление при помощи L-образного профиля и шпильки |
Если же необходимо установить прямоугольный воздуховод внушительных габаритов (со стороной более 600 мм), как правило, используют крепление с помощью шпилек и траверсы (Рис.14). При использовании такого способа монтажа воздуховод опирается на траверсу, а возможные боковые перемещения ограничены шпильками. В идеальном случае для плотности прилегания и лучшей звукоизоляции между воздуховодом и траверсом помещают специальный резиновый профиль. Таким образом, при траверсном креплении тело воздуховода не травмируется саморезами, и именно поэтому этот способ наиболее предпочтителен при монтаже тепло- и звукоизолированных воздушных каналов.
Рис.14. Крепление при помощи траверса и шпильки |
При монтаже воздуховодов круглого сечения чаще всего используют хомуты и шпильки (Рис. 15). Такой способ прост, эффективен и позволяет монтировать как обычные, так и тепло- звукоизолированные воздуховоды. Самое главное — иметь под рукой набор хомутов необходимого диаметра.
Рис.15. Крепление при помощи хомута и шпильки |
Однако в ряде случаев используют крепление как круглых, так и прямоугольных воздуховодов с помощью перфоленты. В первом случае делается петля, а во втором перфоленту цепляют за болт в местах соединения воздуховодов между собой (Рис.16). Такое крепление безусловно дешевле, но обладает рядом недостатков. Прежде всего, оно не обеспечивает должной жесткости, а потому воздуховод нередко начинает "гулять" и вибрировать. Помимо этого, при закреплении воздуховодов на перфоленту их трудно выравнивать по высоте. В результате резко увеличивается уровень шума, а при явных ошибках в монтаже может произойти нарушение герметичности трассы. Если уж применять при монтаже перфоленту, то лучше использовать с хомутами (Рис.17). Профессиональные монтажники обычно ограничивают использование перфоленты круглыми воздуховодами диаметром до 150–200 мм, а при прокладке воздушных каналов большого сечения предпочитают использовать более надежные виды соединения.
Рис.16. Крепление при помощи перфоленты без хомута | Рис.17. Крепелние при помощи перфоленты с хомутом |
Также принципиален и способ крепления воздуховодов к потолку. Как правило, для этого используют высококачественные металлические анкеры, механизм крепления которых вцелом аналогичен тому, как пластиковый дюбель "цепляется" за стену под воздействием шурупа (Рис.18).
Рис.18. Забивной анкер |
Анкеры вставляются в заранее высверленное отверстие, и с помощью специального долота выбивается перепонка, отделяющая резьбовую часть от "цветка". Затем в анкер заворачивается шпилька, под действием которой "цветок" раскрывается в отверстии и прочно фиксирует анкер в потолке. Забивные анкеры выдерживают весьма значительные нагрузки, поэтому рекомендуется применять именно этот вид крепежа. В случае применения некоторых других видов крепежа, может произойти ослабление и разбалтывание соединения шпильки с потолком, что приведет к деформации воздуховода со всеми вытекающими последствиями.
Рис.19. Крепление при помощи струбцины |